Войти, используя аккаунт:



Регистрация
3410
«Кёнигсберг тлеет как головешка в затухающем костерке», - Владимир Семенов, реставратор

«Кёнигсберг тлеет как головешка в затухающем костерке», - Владимир Семенов, реставратор

Чем притягателен Калининград? Почему в нем нет Европы, зато есть трактир для извозчиков «Версаль»? Сколько еще осталось жить Кенигсбергу, этому городу-призраку? Своими мыслями поделился новоиспеченный житель столицы янтарного края.


Владимир Семенов


Владимир Семенов переехал в Калининград из Санкт-Петербурга около года назад. Решение о смене места жительства он принял вслед за своими друзьями и родственниками, которые успели перебраться сюда несколько раньше.

«Мой друг профессиональный флорист и выбрал Калининград не случайно: этот город очень перспективен с точки зрения бизнеса. Флористика здесь только начинает развиваться, и хорошие специалисты быстро займут свою нишу. Так же дела обстоят и с реставраторами. Профессионалов высокого класса в этой сфере в Калининграде нет. А старинной мебели, на реставрации которой я специализируюсь, много. Поэтому я уверен, что буду здесь востребован», - объясняет Владимир причины своего переезда.
 

Калининград притягателен как точка для успешного приложения бизнес-усилий, профессионального роста. Одновременно этот город комфортен и удобен для жизни, он динамично развивается, расстраивается… Он довольно динамичный, приятный. И я не скажу, что это город для пенсионеров или больше подходит молодежи. Он разнообразен. И человек с потенциалом здесь найдет себя, безусловно.

 

Владимир Семенов в реставрационной мастерской в Калининграде

 

Современный Калининград напоминает мне Питер первой половины 90-х годов. Тогда северная столица наполнилась некой свежей жизнью, начала бурно преображаться, и зачастую выглядело это несуразно. Калининград переживает подобные времена сейчас.  

 

Чтобы город развивался, сюда нужно привлекать специалистов, профессионалов. Они должны хотеть здесь оставаться – жить и работать. Я, конечно, человек неизбалованный, но, правда, считаю, что для жизни обычных людей здесь есть все. Добавляет плюсов и «шаговая доступность» Польши, Литвы, Германии. Так что человек, который решил здесь жить, найдет здесь место, а путешественнику будет на что с интересом посмотреть.

 


 

Что мне показалось удивительным?.. Несоответствие самоопределения калининградцев, часто называющих себя жителями Кенигсберга, их восприятия самих себя - с тем, в какой реальной среде они живут. Петербург же после 1924 года переименовали в Ленинград, но культура, наполняющая город, его особый дух никуда не ушли, не потерялись. А здесь…

 

ул. косм. Леонова, Калининград. Сентябрь 2015

 

Все считают, что живут чуть ли не в Европе, с гордостью называют город Кенигом. А я эту европу здесь не видел, нет ее! Почему? Здесь грязно. Люди спокойно бросают сигаретные «бычки» на тротуар. Не здороваются в подъездах, в общественном транспорте. Редко улыбаются, много мрачных лиц…

 

Они считают, что живут в неком европейском отрыве от большой России, но при этом остаются советскими людьми, очень советскими – по своему менталитету.

 


 

Странная здесь атмосфера… Думаю, что серьезный отпечаток наложила история. Эта территория – военный трофей, захваченная земля, с которой неизвестно, что будет дальше. Как будут вести себя «временщики»?.. Говорят, до сих пор ходят пересуды, что на Калининград могут претендовать немцы.

 

Многое из того, что мы наблюдаем, - последствия тактики «выжженной земли».

 

От Кенигсберга осталось немного брусчатки да поребрики. Где еще можно видеть, как специально, под корень, разбираются старинные здания?! Почему горожане не выходят на митинги за спасение Кройц-аптеки? Впечатление, что дом специально разрушали… Для того, чтобы освободить земельный участок и построить очередной дворец нуворишей, похожий на картофелехранилище?

 

Кройц-аптека. Ул. Фрунзе, Калининград. Сентябрь 2015

Удивительно: на Советском проспекте регулярно подчищают макет самолета (мемориальный комплекс «Летчикам Балтики», прим. ред.), а старинные немецкие «быки» (памятник «Борющиеся зубры» 1912 г., прим. ред.) стоят с дырами в боках.

Борющиеся зубры. Скульптор А.Гауль. 1911 г.

Вот она, замершая советская действительность, в плохом смысле этого выражения, такие вот провинциальные советские кенигсбержцы…


Что в облике города я отметил для себя? Прекрасное чувство вызвал «замерший» Дом Советов, замечательный образец советского реализма. Жаль, что его построили на развалинах Королевского замка. Знаете, вот какое сравнение только что родилось в голове. Борис Ельцин, будучи первым секретарем горкома партии в Свердловске, сегодняшнем Екатеринбурге, велел снести дом Ипатьева (частный дом, в подвале которого в 1918 году был расстрелян вместе с семьей и прислугой последний Российский император Николай Второй, прим. ред.). А теперь на этом месте стоит Храм-на-Крови…

Хороша площадь Победы: просторная, с красивыми фонарями, торжественным обелиском. А само сочетание – колонны, которую венчает орден Победы, двух храмов, торгового центра, городской администрации… Нормально!

Здесь отлично выдержан такой микс – демонстрирующий советско-коммунистическо-демократическо-православную Россию.

 

 

Если говорить о новостройках… Вот, например, я слышал, как с придыханием, с восторгом говорили о комплексе «Красная де Люкс». Естественно, представлял себе нечто прекрасное, красивое, с интересным архитектурным решением. Но когда увидел воочию, в голове сразу промелькнули Ильф и Петров с их знаменитым извозчичьим трактиром «Версаль». Эдакая претензия на солидность, респектабельность и высокий стиль… Пусть на меня никто не обижается, это мое мнение.

 

В противовес, я аплодирую проекту Музея Мирового океана – выставочному павильону «Куб воды». Я не слышал вокруг него особой шумихи, не заметил пафоса, но был действительно поражен и восхищен.

 


 

Калининград напоминает город-призрак. Кенигсберг здесь закончился – когда его разрушили союзники, когда отсюда выселили всех немцев.

 

Немецкий, кенигсбергский дух уходит отсюда с каждой заасфальтированной булыжной мостовой, с каждой сорванной с петель немецкой дверью, выброшенным на помойку паркетом из старинного особняка...

 

А ведь все это надо сохранять. Есть люди, которые собирают что-то, спасают, реставрируют. Только поэтому Кенигсберг в Калининграде еще тлеет - как головешечка в костерке, который пытаются раздуть.

Поделиться:

Комментарии



Будьте первым, кто оставит комментарий и поделится своим мнением!