Войти, используя аккаунт:



Регистрация
22184
Генплан 2015-2035: Калининград – компактный, транзитный и зеленый

Генплан 2015-2035: Калининград – компактный, транзитный и зеленый

Все идет не по плану? Или что сегодня происходит с Генпланом Калининграда.


Первый этап проекта Генерального плана развития Калининграда до 2035 года представлен в открытом доступе, и каждый гражданин может принять участие в его обсуждении и критике. Эта часть работы над обликом будущего областного центра касалась решения только одного вопроса – транспортного. С проектными документами можно ознакомиться на официальном сайте администрации Калининграда.

Главная идея такова: взят курс на поэтапное уменьшение количества машин в городской черте. Калининград из автомобилеориентированного должен стать транзитным.

«Генплан, к сожалению, очень мало обсуждается, и надо начать дискуссию. Пока то, что представлено, это видение специалистов, которые его создают. Документ еще не принят, мы открыты для полемики. Ничего не поздно корректировать и менять», - заявил глава города Александр Ярошук.

 

 

ПОЧЕМУ КАЛИНИНГРАД СТОИТ В ПРОБКАХ

Сегодня в городе на 1000 горожан приходится 350 машин. Только для их нормального движения нужна четверть существующего городского пространства. Такую роскошь областной центр позволить себе не может: отсюда и все более ухудшающаяся ситуация с пробками на дорогах. Поэтому на первом этапе разработки Генплана большое внимание уделялось именно транспортному каркасу города.


«Наш консультант объяснил все просто: «Вы на одну машину должны иметь 150-200 метров дорожного покрытия. В Калининграде – 45. В Москве – 42. Что хотите придумывайте, ничего не поедет!», - рассказал глава города Александр Ярошук на встрече с журналистами. – Через 5 лет вообще наступит катастрофа. Понятно, какую разницу нам надо сократить?»

Фото: пресс-служба администрации Калининграда
 

По мнению Ярошука, один из вариантов решения проблемы - запрет на въезд в город или введение «фантастической цены» на въезд. Второй путь: строить развязки, дороги, но «на это нет денег».

«Первый кардинальный вариант применить нельзя до тех пор, пока мы не наладим систему общественного транспорта, пока не сделаем его удобным, пока не появится выделенная для него полоса движения. Тогда автобус сможет двигаться по городу со скоростью в 30 км/ч, и это будет в 2 раза быстрее, чем на личном автомобиле» - пояснил глава Калининграда.

Такого же мнения придерживается Валерий Макаров, депутат городского Совета Калининграда и директор ЗАО «Калининградстройинвест»:

«Нам предстоит реализовать большой пакет дорогостоящих мероприятий по разным направлениям. Но никакое строительство не спасет город от того количества автомобилей, который он имеет. Выход один – ограничение въезда личного транспорта в центр, снижение его привлекательности для транзита и парковки, создание альтернатив объезда, как это делается в соседних европейских городах. Плюс – кольцевая дорога, на которую все стремятся выскочить для объезда города».

 

 

ЦЕЛЬ – СОКРАЩЕНИЕ ЧАСТНОГО АВТОПАРКА И 170 КМ НОВЫХ ДОРОГ

В своих расчетах проектировщики Генплана взяли курс на поэтапную «деавтомобилизацию» Калининграда. Это означает приоритет общественного транспорта; сохранение нескольких трамвайных линий; участие железной дороги во внутригородских перевозках, создание новых парковок и пересадочных узлов.

«На юге города, который мы считали слабо развитым в плане транспортной составляющей, предусматривается хорошая улично-дорожная сеть. Самое главное - в проекте появилась западная составляющая второго кольца, которой мы дали условное рабочее название «Западная проммагистраль». Это достаточно экономичный вариант, который свяжет Юг, Запад и Север города. Все это уже рекомендовано для дальнейшей работы», – сообщил председатель комитета архитектуры и строительства администрации Калининграда Артур Крупин.

Как уточняет пресс-служба калининградского Горсовета депутатов, трамвайную сеть планируется развивать на юг, в Московский район, расширив дороги, выделив полосы и даже построив еще один путепровод. Разработчики также говорят о необходимости прокладывать новые кольцевые и хордовые трассы, в том числе через Преголю и даже залив. Так, по некоторым оценкам, предстоит построить около 170 км новых дорог.

 

 

КОМПАКТНЫЙ ГОРОД С ИППОДРОМОМ

Еще одно интересное замечание. Новый генплан Калининграда предполагает развитие областного центра как компактного города: такая идеология, по некоторым мнениям, свойственна Калининграду исторически, поэтому и сегодня город должен развиваться «вовнутрь».

Возможно, будет реализована идея по перемещению городского центра с площади Победы на Центральную (у Дома Советов). После Чемпионата Мира по футболу 2018 года на Октябрьском острове предлагается разместить общественно-деловую застройку, выставочные центры, развить спортивную тематику за счет строительства конноспортивного центра и ипподрома. Кроме того, проектная документация содержит планы восстановления «зеленого пояса Шнайдера» там, где это возможно, и создание нового: планируется высадить деревья и кустарник на общей площади в 370 гектаров.

 

ПЕРВЫЕ ОЦЕНКИ ДОКУМЕНТА

Открытый муниципальный конкурс на разработку генплана Калининграда выиграла научно-проектная организация из Ростова-на-Дону «Южный градостроительный центр». Для этого компания снизила начальную стоимость контракта с 23,4 млн руб. до 9,87 млн руб. Это сразу вызвало недоумение в экспертной среде.

«За 9 миллионов рублей Генеральный план Калининграда сделать нереально, это будет, на мой взгляд, документик, соответствующий закону, но без особого смысла и мыслей градостроительных, потому что градостроительные мысли стоят дорого», - заявил Сергей Гулевский, калининградский архитектор.

Тем не менее, в сентябре 2014 года контракт с генподрядчиком был заключен. Работы должны быть выполнены полностью за 540 дней. «Мы ставили перед собой цель – дать разработчику максимум информации, чтобы он мог выполнить все поставленные перед ним задачи. Будущий генплан должен отвечать главному требованию – соблюдение баланса территорий, которые обеспечат устойчивое развитие всего города», - отмечал Артур Крупин, председатель комитета архитектуры и строительства администрации Калининграда.

Критически отнесся к ситуации и Александр Пятикоп, депутат городского Совета. По его мнению, новый генплан от «парней из Ростова» будет «рестайлинговой моделью» уже действующего. Поэтому проще продлить действие «рабочего» документа, внеся в него изменения, необходимые для проведения ЧМ-2018.

 

 

Известно, что проект нового Генплана возвращался генподрядчику на доработку 6 (!) раз. Обнародован первый этап проекта был в конце сентября 2015 года. Экспертизу проекта провел ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы» - по контракту, заключенному с администрацией Калининграда. Эксперты во многом раскритиковали документ.
Главная претензия – в основу расчетов не были положены актуальные и полные данные о фактической ситуации в городе.

«Не сформирована концепция городского транспорта. Вместо нее помещены результаты расчета ожидаемого объема пассажирских перевозок. При этом в расчетах использованы коэффициенты, значения которых не обоснованы. В разделе собраны предложения, взятые из различных документов, которые носят случайный характер. Не представлено обоснование предлагаемых решений. Предлагаемый транспортно-планировочный каркас не обладает целостностью, четкостью и сохраняет все недостатки сегодняшнего каркаса города», - сообщают исследователи из Москвы.

«Предложения по развитию транспортной инфраструктуры, представленные на этих картах, представляют собой конгломерат несоединимых, заимствованных идей и решений, не образующих целостную схему», - заключили эксперты.

 

СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП

После принятия первой «очереди» Генплана разработчики будут проектировать его вторую, утверждаемую, часть. После того, как окончательную версию главного городского документа примут, будут разрабатываться новые правила землепользования и застройки, где пропишут требования к этажности, зонированию территорий и т.д.

Однако вряд ли документ станет сводом незыблемых правил, как это уже было с его «предшественником».

 

ИСПРАВЯТ ЛИ ОШИБКИ?

Действующий генеральный план, который был принят в 2006 году и «срок годности» которого истекал в январе 2015-го (его действие продлили до принятия нового документа), подвергался неоднократным пересмотрам.

Разговоры о необходимости в его корректировке шли уже в апреле 2010 года. Александр Пятикоп, в то время занимавший пост зампредседателя окружного Совета депутатов Калининграда, утверждал, что задачи Генплана не могут быть выполнены. Среди причин отмечалась «оторванность» документа от правил землепользования и застройки. Не было четкого понимания даже самих границ Калининграда: городская черта не совпадала с границей муниципального образования и включала в себя другие муниципалитеты. Строительство же шло такими темпами, что данные Генплана быстро потеряли свою актуальность. Причем в точечной застройке обвинили сам Генплан.

«В кварталах, исторически застроенных трех - четырехэтажными домами, появились 7-8-этажки. Это ошибка. С другой стороны, снести этажи у построенных домов, где уже живут люди, нереально, - заявлял глава Калининграда Александр Ярошук в июне 2014 года. - Возьмем наши парки и скверы. Макс-Ашманн парк был 130 гектаров, теперь осталось только 68 – это ошибка? Безусловно… И таких проблем в Калининграде сотни».

Ошибки в Генплане стали причиной многих проблем у строителей. «Зачастую застройщик не может нормально реализовать проект, поскольку получает от администрации землю, на которой генеральный план не предусмотрел инфраструктуру», - пояснял замглавы Артур Крупин.

Будут ли устранены прежние ошибки в новом генеральном плане Калининграда и не появятся ли в нем «ловушки» для ошибок будущих, станет понятно летом 2016 года. К этому времени должен быть готов окончательный проект.

 

СПРАВКА

Генеральный план - это документ территориального планирования, в котором представлены транспортные, архитектурно-планировочные, инженерные, социальные, производственные и экологические аспекты развития города.

В генеральном плане предлагаются наиболее эффективные пути решения городских проблем. По Градостроительному кодексу Генеральный план должен обеспечить:

•    повышение качества жизни горожан;
•    оптимизацию градостроительной, земельной и инвестиционной политики;
•    улучшение транспортного обслуживания и экологической ситуации;
•    развития инженерной инфраструктуры;
•    модернизацию производственных территорий.

Поделиться:

Комментарии



Будьте первым, кто оставит комментарий и поделится своим мнением!