Войти, используя аккаунт:



Регистрация
9385
Сердце города: 10 лет размышлений, что делать с центром Калининграда
Фото: tuwangste.ru

Сердце города: 10 лет размышлений, что делать с центром Калининграда

Исторический центр Калининграда – место словно заколдованное. Разрушенный во время авианалета 1944 года Кенигсберг, взорванный в 1967-м Королевский замок, замершее в 1991-м строительство Дома Советов… И только в начале 2016 года, после многолетних размышлений на тему, что делать с сердцем города, на Королевской горе начинается подготовка к серьезным делам. Чудо возрождения все-таки случится?


Восстанавливать ли Королевский замок? Сносить ли Дом Советов? Застроить ли Остров? Сохранять ли оставшиеся крупицы Кенигсберга среди современной застройки или придерживаться исторического стиля? В новейшей истории Калининграда эти повсюду витавшие разговоры приняли реальные очертания в начале 2000-х годов. Застройщики39.рф проследили, как развивались события в течение последних 10 лет.

 

 

2005: «СЕРДЦЕ ГОРОДА» КАК БИЗНЕС-ИДЕЯ

Видимо, не случайно, что впервые сочетание «Сердце города» громко прозвучало в Калининграде в год 750-летнего юбилея города. В этот период был основан одноименный международный общественный фонд, который возглавил Александр Дронов, гендиректор компании «Калининградрегионстрой». Как рассказывает в одном из интервью калининградский археолог Владимир Кулаков (он, кстати, утверждает, что название «Сердце города» — его придумка), целью фонда было, в первую очередь, воссоздание Королевского замка.

Однако к этому желанию ненавязчиво присоединилась и шикарная бизнес-идея. Амбициозный проект, перекроивший весь центр Калининграда, был разработан архитектором Александром Башиным. Огромный отрез земли, заключенный между улицами Черняховского, Сергеева, Пролетарской, Шевченко, Клинической и Московским проспектом, планировали застроить бизнес-центрами, гостиницами, зданиями «культурного назначения» и жилыми домами. Конечно же, восстановив при этом Королевский замок. Поговаривали, что объем инвестиций составит около 650 млн евро, и это позволит снести невзрачные хрущевки на Пролетарской и Сергеева, расселив всех их жильцов.

Тогда мэрию Калининграда буквально атаковали вопросами, что происходит и когда паковать чемоданы. Но чиновники не могли дать вразумительного ответа: проект был разработан без получения в установленном порядке разрешения на проведение проектных работ.

Как видим, грандиозный бизнес-проект так и канул в лету, хотя удостоился внимания самого Президента. Но идея, что называется, уже начала выкристаллизовываться.

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ

Одним из важнейших событий 2005 года стало проведение в областном центре международного симпозиума «Калининград. Образы будущего». В регион съехались порядка 40 архитекторов из России и Европы, чтобы собрать воедино все основные точки зрения на то, каким должен стать город, определить вектор его развития и сформулировать в общих чертах программу предстоящего архитектурного конкурса на проект застройки центральной части Калининграда.

К слову, именно тогда, на симпозиуме в 2005 году, архитекторы в своей резолюции предупредили городские власти, что медлить с комплексным проектом планировки центра нельзя, это может привести к необратимым процессам «лоскутной застройки».

Тогда же было предложено провести архитектурную «ярмарку идей» — воркшоп, где силами приглашенных из разных стран архитекторов была бы выработана концепция развития центра города. И он состоялся.

 

 

2007: «ЯРМАРКА ИДЕЙ» И БАШНИ БАШИНА

Международный воркшоп стартовал в сентябре 2007 года, в нем приняли участие 9 творческих групп архитекторов: 5 российских и 4 европейских — из Польши, Германии, Нидерландов и Финляндии. Все они представили свои идеи, как развивать центр Калининграда в границах второго оборонительного вала, «зеленого пояса» Шнайдера.

Предложений, конечно же, была масса, вплоть до создания «маленькой Голландии» на Острове, но выработать единую градостроительную концепцию, как видим, не получилось. Да и ни один из проектов по отдельности так и не воплотился в жизнь.

 

 

Не стали реальностью и нашумевшие «Башни Башина» — проект «Калининград-Сити», разработанный архитектором Александром Башиным для представления региона на международной выставке коммерческой недвижимости MIPIM-2007 в Каннах (к слову, на MIPIM-2006 областные власти демонстрировали будущий «Европа-центр»). Проект предполагал воссоздание Королевского замка, достройку Дома Советов и возведение рядом с этими объектами (на пустыре между Домом Советов и Дворцом Бракосочетаний) целого «семейства» небоскребов, где должен был сконцентрироваться главный деловой центр города.

Удивительно, но в 2008 году сайт Представительства Калининградской области в Санкт-Петербурге воодушевленно сообщал, что реализация трех (!) крупных проектов по воссозданию историко-архитектурного облика Калининграда уже началась.

Где и как она происходила? Честно говоря, не понятно.

 

 

2012: ОТ СЛОВ — К ДЕЛУ

Очередной виток дискуссий по поводу исторического ядра Кенигсберга-Калининграда развернулся в 2012 году.

«У нас исторический центр города, который на 100 лет младше Москвы, смахивает на спальный район той же Москвы. Мы все-таки должны восстановить этот замок. Мы хотя бы для себя должны доказать, что мы можем восстанавливать и сохранять историческое наследие», — заявил краевед Игорь Афонин на одной из встреч общественников с городской властью.

Слово за слово, и в декабре на расширенном заседании президиума Совета по культуре при губернаторе Калининградской области было принято решение о создании особой структуры, которая займется разработкой градостроительно-архитектурной программы «Сердце города» и в итоге реализует ее.

 

 

2013: СОЗДАНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО БЮРО

Процесс закипел. Началась работа в архивах — исследование довоенной застройки исторического центра города. На этой основе собирались разработать техзадание для будущего проекта.  

Весной 2013 года была создана некоммерческая организация «Сердце города», которую возглавил известный калининградский культуролог Александр Попадин. На работу этого градостроительного бюро было направлено 10 млн рублей — из областного и городского бюджетов.

 

ГОРИЗОНТ — В 20 ЛЕТ

Уже в июне были высказаны первые предложения по изменению облика Калининграда. По мнению Попадина, в ходе международного архитектурного конкурса предстояло решить судьбу части территории «Верхнего города», в которую входит Королевская гора, часть Альтштадта и Кнайпхофа, а также часть Нижнего озера –— Замкового пруда до моста к Историко-художественному музею.

«Площадь территории первого этапа проекта — 246 тыс кв. метров, второго 220, третьего 200, четвертого — 25. На одном из этапов мы сносим эстакаду, — сказал Попадин. — Горизонт этой работы по проекту «Сердце города» — 20 лет, соответственно, общая площадь — 600 тыс квадратных метров. Начинать можно уже сейчас, к примеру, с восстановления Кузнечного моста». 

 

 

Алгоритм действий предполагал две основные «точки» во времени, к ко­торым Калининград должен изменять свой внешний облик, — 2018-й и 2024 годы. Даты были выбраны не случай­но. В 2018 году областной центр будет принимать Чем­пионат мира по футболу, а в 2024-м отметит 300 лет со дня рождения знаменитого земляка — философа Имма­нуила Канта.

Уже в августе 2013 года со­стоялось первое обществен­ное обсуждение концеп­ции развития центра Калининграда. Во внутреннем дворике правительства области был выставлен макет будущего облика территории, включающей остров Октябрьский и Королевский замок.

Событие надела­ло немало шуму. На внушительных раз­меров макете (36 кв. метров) нельзя было найти привычных очертаний Калининграда — историче­ская застройка воспроизво­дилась настолько плотной, что изменила весь вид центра города. Но одновременно разразился и другой скандал. Выяснилось, что представленный макет, дело рук Артура Сарница, не имеет никакого отношения к работе бюро «Сердце города». А что же это за макет и зачем он, задавались вопросом журналисты и общественность.

А дальше скандалы накатывали один за другим, как волны в штормящем море. То команду Александра Попадина обвиняли чуть ли не в плагиате, то упрекали в чрезмерном финансировании из бюджета. За первые полгода существования бюро израсходовало 3 млн рублей, 2,4 из которых пошли на оплату труда штатных сотрудников и специалистов, а также на содержание самой структуры. Много это или недостаточно? Обывателю со стороны понять сложно. Но в начале 2014 года «Сердце города» получило еще порядка 20 млн рублей на продолжение своей работы. 

 

2014: ЧТО ДЕЛАТЬ С КОРОЛЕВСКОЙ ГОРОЙ И ЕЕ АРЕАЛАМИ

В январе 2014 года был объявлен первый открытый международный конкурс «Сердца города», участники которого должны были представить объемно-пространственное решение для территорий бывшей Королевской горы и ее окружения.

Площадь, предложенная для градостроительных изысканий, занимает 56 Га и располагается в границах улиц Зарайская, Шевченко, Клиническая, Пролетарская, Сергеева, Университетская, Житомирская, Гюго и набережной реки Новая Преголя. Территория, заключившая в себе 7 веков истории, сегодня превратилась в «транзитный коридор», а должна быть — как исторический центр Калининграда — местом притяжения горожан и тури­стов. Чем ее наполнить?

Свои идеи предложили 39 участников из 15 стран, включая Россию. К участию во втором этапе конкурса допустили 32 проекта. Среди них — заявители из Люксембурга, Великобритании, России, Германии, Франции, Испании, Польши, Португалии, Голландии, Италии, Швеции, Латвии, Ирландии и Литвы. Больше всего было, конечно же, российских участников. Калининградские архитекторы подали 3 заявки, но в следующий отборочный тур прошла всего одна.

В состав профессиональной части жюри вошли 10 человек, среди которых были архитекторы из России (Пермь, Москва), Финляндии, Швеции, Дании и Германии.

Как прокомментировал «отсев» Александр Попадин, к проектам жюри отнеслось либерально и забраковало лишь те, которые были явно «не в теме» или на фоне остальных выглядели крайне слабыми. Так, до финала международного архитектурно-градостроительного конкурса дошли 19 участников. Чтобы исключить предвзятость оценок, конкурсантам были присвоены номера, а голосование проходило анонимно. Результаты были объявлены 17 сентября 2014 года.

Третье место поделили между собой проекты из Швеции и Великобритании, второе заняла французско-русская команда, а на первое взошли архитекторы из Санкт-Петербурга — бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга.

 

 

 

 

 

 

 

ГОТОВЫ ЛИ МЫ К ТАКОМУ?

Все проекты, вышедшие в финал, были выставлены в Художественной галерее на суд зрителей. Но значило ли это, что один из них действительно представляет будущий облик исторического центра Калининграда?

 

«Теперь вопрос заключается в том, насколько мы готовы принять предложения архитекторов и градостроителей, — пояснил Александр Попадин. — Нам предлагают зачастую весьма оригинальные мысли, и возникает проблема с нашей стороны: насколько мы и калининградская власть готовы эти предложения принять».

 

Действительно, если к единому мнению не могут прийти градостроители-профессионалы, кто осмелится взять на себя роль вершителя судьбы Калининграда? Тем более, что конкурс вызвал более чем противоречивые отзывы

Архитектор Юрий Забуга, к примеру, вообще не стал стесняться в выражениях, назвав «Сердце города» мертворожденным дитя и «тухлым» конкурсом. 

Вадим Еремеев был более сдержан в оценках, но высказал очень интересное замечание. «Калининградцам было слишком дорого участвовать в конкурсе, мы не в состоянии были предоставить 12 планшетов, хотя мысли были, — прокомментировал организацию конкурса архитектор. — Я предлагаю вернуться на исходную позицию, потому что конкурс явно не удался. Первое место я вообще не понимаю, как можно было дать этому проекту. Они вообще все, что могли, застроили». 

В противовес официальному конкурсу Еремеев вместе с другим архитектором Сергеем Лебедихиным представили альтернативную концепцию с главным посылом — отказаться от строительства в центральной части города.

А между тем консолидированная информация по «Сердцу города» была передана в администрацию Калининграда, чтобы ее могли учесть разработчики нового генплана Калининграда.

 

2015: ЧТО ДЕЛАТЬ С КОРОЛЕВСКИМ ЗАМКОМ

В мае 2015 года градостроительное бюро «Сердце города» объявило второй международный конкурс «Пост-замок».

Участникам отдавалось «на растерзание» 4,5 га земли на территории бывшего замка Кенигсберг на Королевской горе. Задачей стала разработка объемно-планировочного решения Правительственного историко-культурного комплекса на этом месте.

Из 100 заявок, поступивших на конкурс, и 49 проектов, рассматриваемых жюри, победу одержала концепция калининградского архитектора Антона Сагаля. Две основные темы его проекта — сохранение Дома Советов, возможно, с приданием ему более радикального внешнего вида и восстановление Королевского замка, не полностью, а только наиболее значимых и узнаваемых его частей.

 

 

ВСЕГО ЛИШЬ МЕЧТА?

Радостное настроение, впрочем, быстро сменилось разочарованием, когда глава Калининграда заявил, что ни один из проектов все равно не будет реализован до 2018 года. По его словам, конкурсы «Сердца города» — всего лишь мечта, и до настоящей работы предстоит провести еще много процедур.

Однако финансирование градостроительного бюро «Сердце города» из бюджета региона продолжилось. На его деятельность в 2016 году запланировано 19,4 млн рублей. К слову, в 2015 было предусмотрено 19 млн, в 2014 — 21,6 млн рублей. Равноценны ли эти затраты полученным результатам? Вопрос спорный. Тем более что вопрос, на что будет тратить средства «Сердце города» в 2016 году, долгое время оставался без ответа.

За кулисами общественных баталий тем временем шла активная работа. Областное министерство культуры определилось, как собирается использовать тот самый Правительственный историко-культурный комплекс, разработанный Сагалем. Уже согласовано, что первым объектом, который появится «в натуре», станет западный флигель Королевского «Пост-замка». Первоначальные планы без изысков: в помещениях разместятся Музей истории замка, Археологический музей, универсальный зал «Дом Конвента» и Дворец бракосочетаний.

 

2016: ПОДГОТОВКА К СТРОИТЕЛЬСТВУ

Итак, в 2016 году главным занятием «Сердца города» станет подготовка к строительству западного флигеля «Пост-замка». Уже разработаны техзадания, тщательно прописан функционал помещений, созданы форэскизы, начинается исследование территории будущей застройки. Об этом подробнее тут.

Но есть одно общее опасение: сроки реализации проекта не установлены. По оптимистичным планам губернатора области, Западный флигель можно было бы возвести к 2018 году. Пессимистичная же точка зрения, вероятно, гласит: все будет сделано, когда рак на Королевской горе свистнет.

 

 

Иллюстрации (конкурсные работы 2014-2015 гг.) предоставлены
Градостроительным бюро «Сердце города»

Поделиться:

Комментарии



Будьте первым, кто оставит комментарий и поделится своим мнением!