Войти, используя аккаунт:



Регистрация
3121
«Если объект вписан в городскую среду и не вызывает отторжения, на общественные слушания приходит пара человек», - Евгений Костромин, архитектор

«Если объект вписан в городскую среду и не вызывает отторжения, на общественные слушания приходит пара человек», - Евгений Костромин, архитектор

Кенигсберг в Калининграде должен не сохраняться, а, наконец, появиться, считает Евгений Костромин, архитектор мастерской «Архпроект Групп». Но кто возьмет на себя смелость реализовать хоть один из проектов, предложенный на конкурсе «Сердце города»? Возможно, это задача не для нашего поколения, а для потомков. Тем не менее, у каждого архитектора есть своя мечта. Какая она у Евгения, читайте в интервью для Застройщиков39.рф.


Бытует мнение, что в наши дни в Калининграде совершенно забыли о городской эстетике. Мол, застройщикам интересны только квадратные метры, а то, как выглядит здание и как оно вписывается в городскую ткань, - это дело второе. Что Вы думаете по этому поводу?

Евгений Костромин: - Возможно, по некоторым объектам, особенно в спальных районах, такая позиция доминирует. Есть примеры, когда коммерция для заказчика оказалась важнее эстетики.

 

В каких районах, например?

Евгений Костромин: - Почти во всех спальных: Сельма, Восток, некоторые кварталы в Балтрайоне. Но там заказчик пытается сделать какую-то инфраструктуры, которая сгладит визуальные минусы.

Людям важнее иметь детские площадки и скамейки для отдыха, чем красивые фасады. Эстетика в их понимании, так скажем, должна быть более понятной и удобной. Поэтому и получаются вот эти вот монотонные коробки. Хотя даже в таких случаях пытаются эстетические задачи решить цветом фасадов, но не всегда удачно получается. Может быть, так происходит потому, что заказчик просто экономит на архитекторах. Возможно, что заказчик не рассматривает проект пристально, вот и получаются такие «веселые картинки» на домах, без смысловой нагрузки. В Европе спальные районы, тоже простые, решаются намного интереснее.

 

На Ваш взгляд, застройщики не стремятся к высокому визуальному уровню? Тогда насколько интересно сегодня работать архитекторам?

Евгений Костромин: - К сожалению, да, застройщик диктует свои условия. К большому счастью, мастерская, в которой тружусь я, работает с другой категорией застройщиков. Мы подбираем такие решения, которые будут для заказчика привлекательными экономически, но при этом привлекательными и в архитектурном смысле. Застройщики прислушиваются к нам.

 

Вы являетесь разработчиком новой концепции Солнечного бульвара в Калининграде. Расскажите подробнее об этом проекте.

Евгений Костромин: - Это достаточно сложный объект. Мы постарались сделать проект по примеру прибалтийских стран - Польши, Литвы, Латвии, посмотреть, как они поступают с советским наследием.

 

Каким именно «советским»?

Евгений Костромин: - С этими панельными домами. Наша главная идея их преображения заключается в применении специальных фасадных материалов. Именно они могут привнести в типовую застройку какую-то изюминку. С таким материалом в Калининграде уже работали: с его помощью сделан учебный корпус БФУ на ул. Невского. По сути дела, это навесной фасад. Плиты большеформатные, легкие, одновременно утепляют здание, но незначительно нагружают существующие конструкции. Они не выцветают, и здания долго сохраняют свежий яркий облик. Такой материал широко применяется в Европе. Есть, конечно, альтернативы ему, но они не дают такого архитектурного решения, которое, к тому же, оправдывается экономически – панели имеют широкую поверхность, поэтому на все здание их требуется не так много. Исходя из всех этих соображений мы и проектировали единую компоновку фасадов на Солнечном бульваре. Возможно, это станет лицом города к ЧМ-2018.

 

 

Проект одобрен и..?

Евгений Костромин: - Осталось его реализовать. Я не знаю, кто будет подрядчиком, когда начнется строительство. Единственная надежда, что воплотится наша основная идея современного города, подкрепленная экономическими соображениями, - не штукатурка и не краска на фасадах, а современная навесная система.

 

Вы используете слово «надежда»… Но ведь Вы сделали проект, его одобрили, а дальше? Он может быть не реализован в том виде, котором одобрен?

Евгений Костромин: - Это был не строгий архитектурный проект, а концепция, наше видение. То, что концепция была принята городом, - очень хорошо, это нас порадовало. Мы создавали ее совместно с городом - консультировались, согласовывали, выслушивали рекомендации и пожелания. Но дальнейшая судьба этой работы мне неизвестна. Вроде бы планируют запустить реализацию, но только одной части проекта. Я надеюсь, что хотя бы часть фасадов будет реализована так, как мы предложили. Однако не исключаю, что будут и какие-то изменения. Это же и экономический вопрос, и политический, а я больше в творчестве.

 

Тогда задам вопрос не столько про творчество, сколько про рутину Вашей работы. Наверняка какие-то из Ваших проектов проходили общественные слушания? Как люди обычно реагируют на изменения городской среды?

Евгений Костромин: - Если объект вписан в городскую среду и не вызывает отторжения у общества, то на общественные слушания приходит очень мало народа: в основном, те, кто волнуется за это место по каким-то личным мотивам. Кто-то, бывает, свои пожелания выскажет, которые мы можем учесть. Если особых вопросов нет, то проект спокойно идет дальше своим чередом. А есть «громкие» проекты, касающиеся социально ответственных территорий. Из таких у меня был проект гостиницы «Ибис», но по нему на слушаниях особо не было никаких нареканий. Может быть, тогда просто время было спокойное? Сейчас-то люди более озабоченные стали. Посмотрите, что творится в Светлогорске с участком возле Солнечных часов. Там горожане очень активно включились в дело, и это хорошо. Может быть, поменяется у застройщика мнение, иначе он оценит степень ответственность за объект и сделает проект, прислушавшись к людям. Их мнение надо учитывать обязательно.

 

 

К слову о социально ответственных территориях. В разработке концепции центральной части Калининграда, которую делали вы в составе «Архпроект Групп», присутствует Королевский замок. Это такой камень преткновения, или водораздел, обсуждая который калининградцы четко разделяются на две группы – выступая либо за его восстановление в том или ином виде, либо категорически против. Вы, стало быть, за?

Евгений Костромин: - Мы участвовали в конкурсе «Пост-замок» в проекте «Сердце Города», но, к сожалению, не выиграли. Да, наша идея была восстановить Королевский замок целиком – таким, каким он был.

 

Зачем он нужен современному Калининграду?

Евгений Костромин: - Люди специально едут в исторические города, в их уцелевшие старые центры, гуляют там, их это радует. Если бы у нас получилось сделать что-то в таком духе, это был бы однозначно плюс. Вот Рыбная деревня. Это не исторический объект, это имитация. Но она привлекательна, и туда идут и горожане, и туристы, и теперь это наша визитная карточка.

 

Что еще могло бы стать визитными карточками города?

Евгений Костромин: - Мне нравятся сохранившиеся кварталы исторической малоэтажной застройки. Архитектура немецких особняков в районе Амалиенау - проспект Победы, улица Кутузова. Современные объекты тоже привлекательны, где уже проведено благоустройство – набережная Верхнего озера, парк «Юность».

 

Сколько, по-Вашему, Кенигсберга должно оставаться в Калининграде?

Евгений Костромин: - Может быть, не "оставаться", а "появиться?" Должны появляться объекты... может быть, не точные копии, поскольку нет возможности их воспроизвести, но объекты с мотивами той немецкой архитектуры. Дай бог, чтобы они появились...

 

 

Когда Вы общаетесь с заказчиками или участвуете в конкурсах, продвигаете ли Вы эту точку зрения? С чем чаще сталкиваетесь - с противоборством или поддержкой?

Евгений Костромин: - Мы, архитекторы, участвуем в первой фазе проекта, когда красивые фасады появляются на бумаге. Заказчик рад, он хочет все это построить, но потом, в процессе рабочего проектирования и подсчета сметы, зачастую что-то где-то урезается, сокращается и в итоге превращается во что-то более простое.

 

Вы жалеете, что проекты остаются нереализованными?

Евгений Костромин: - Нереализованных идей очень много – и по экономическим мотивам, и по юридическим. Например, заказчик говорит: «Я хочу, нарисуйте мне красиво», а по факту невозможно там построить то, что хочется, - или земельные вопросы не решены, или какие-то другие. О таких «зависших» проектах я не жалею. Это тоже работа, опыт, который всегда с тобой.

 

Тем не менее, чего Калининград оказался лишен?

Евгений Костромин: - Например, была у нас концепция развития гостиницы «Шкиперская» в Рыбной деревне. Мы предлагали более современное решение, чем то, которое использовано сейчас в общем туристическом комплексе. Навесной фасад был сделан в псевдоклассическом стиле: на здание навешивались декоративные фигурные элементы из натурального камня, карнизы, башени с флюгерами. Может, что-то изменится и этот проект будет воплощен.

 

Вы принимали участие в конкурсе «Сердце города». Была проделана огромная работа, предложены десятки проектов по развитию центральной части Калининграда. Не так давно сменилось руководство, начинается новый период… Что вы думаете по этому поводу? Не лишится ли Калининград и этих наработок?

Евгений Костромин: - Я думаю, что это не последний конкурс. Место очень ответственное и, может быть, не нам его проектировать, а только нашим потомкам. Я не представляю, кто бы мог взять на себя смелость реализовать какой-то из тех проектов, что были представлены на «Сердце города». По моему мнению, больше бы подошла идея старого города, без современных форм и пластики. Это не туристические темы, а при разработке исторического центра Калининграда необходимо учитывать этот фактор. Среди «треугольников» тоже можно погулять, конечно, но намного приятнее пройтись по «старому» городу, чем по ультрамодным кварталам. Мне кажется, стилистика под старую архитектуру нравится большинству.

 

Что из современных зданий и зданий советской эпохи в Калининграде вызывает у Вас резкую негативную реакцию?

Евгений Костромин: - Нет у меня такого! К некоторым объектам возникает не отторжение, а вопрос: «Почему так?!» Например, культовое сооружение на площади Победы, где два купола слились воедино. Идея интересная, романтическая... Но для архитектора выглядит довольно необычной, не по канонам. А может, так и должно быть, это идея автора.

 

 

Перейдем от общественных проектов к частным. Вы проектируете индивидуальные дома, виллы. Был период в начале 90-х, когда народ любил строить эдакие маленькие дворцы. Как изменились вкусы заказчиков? Что они хотят сегодня?

Евгений Костромин: - Очень разные заказчики сейчас. Еще есть те, кто хочет дворец. А есть наоборот: состоятельные люди, но не только не хотят дворец делать, но даже и на второй этаж подниматься. «Хочу, чтобы один этаж у меня был и чтобы в нем все было», «Хочу, чтобы спальня у меня была не 40 метров, а чтобы там только кровать стояла». Появляется у людей простая европейская практичность – чтобы не куча мебели и потом с нее пыль вытирать, а чтобы было просто, красиво и удобно, из хороших материалов.

 

Как удается угадывать желания заказчика?

Евгений Костромин: - Все очень индивидуально, никогда не угадаешь. Поэтому важно проектировать словно для себя. Ты смотришь, чтобы тебе было удобно, предлагаешь это заказчику. Потом вы вместе что-то «двигаете», меняете и приходите к нужному результату. Я бы любой из домов, что разрабатывал, сам себе построил.

 

Вы учились и какое-то время работали в Петербурге... Много лет уже работаете в Калининграде. Где проще, где интереснее?

Евгений Костромин: - Питер, несомненно, стал для меня трамплином. После возвращения в Калининград у меня пару лет была своя фирма, но потом я понял, лучше работать в большом коллективе, где есть и другие архитекторы, и инженеры. Другое общение: можно с каждым посоветоваться, обсудить что-то. Это не руководителем над 2-3 подмастерьями стоять. Здесь же, в большой мастерской, постоянное движение: кто-то что-то рассказывает, ты сам что-то рекомендуешь, обмен данными идет бешеный! Я до сих пор чувствую, как идёт рост - буквально каждый год получается что-то новое, и проекты становятся интереснее.

 

Для чего нужен рост? Какая у Вас архитектурная мечта?

Евгений Костромин: - Город. Спроектировать небольшой город, городок. Может быть, прибрежный, наподобие нашего Светлогорска. Там было бы все – и современная часть, и район с историческими мотивами нашего региона. Это не было бы «всё в дворцах», или «всё в кирпиче», или «всё в треугольных пирамидах», нет. Было бы всего именно столько, сколько нужно.

 

Спасибо за беседу!

Интервью записала Анастасия Дроздова

Поделиться:

Комментарии



Будьте первым, кто оставит комментарий и поделится своим мнением!