Войти, используя аккаунт:



Регистрация
1834
Непотребство в рамках закона: архитектор Сергей Гулевский о важных градостроительных решениях в Калининграде и области

Непотребство в рамках закона: архитектор Сергей Гулевский о важных градостроительных решениях в Калининграде и области

Бытие определяет сознание или наоборот — тот философский вопрос, над которым можно спорить веками. И как нельзя лучше он проявляется в тех архитектурных и градостроительных решениях, которые сегодня принимаются в Калининграде и области. «Застройщики39.рф» поговорили с архитектором Сергеем Гулевским, главой архитектурной мастерской «4+», о смысле и судьбе нескольких важных объектов в регионе — Доме Советов в Калининграде, променаде в Светлогорске и концепции застройки острова Октябрьский. Построены ли они для людей? А может, калининградцы заслужили жить именно в такой обстановке?


— Сергей Александрович, мы бы хотели обсудить с вами три объекта — новый план застройки острова Октябрьский, судьбу Дома Советов в Калининграде и свежепостроенный променад в Светлогорске. Давайте начнем с острова. Проект застройки этой территории получил не так давно британскую премию The Pineapples. Проект разработали иностранные специалисты из компаний LDA Design, MAParchitects и WSP совместно с российской компанией КБ «Стрелка» и «Дом.рф». Что вы думаете об этом проекте как профессиональный архитектор и житель Калининграда?

— Проект, на мой взгляд, достойный. Авторы сделали взвешенное предложение по застройке острова, основу которого представляет квартальная застройка переменной этажности с хорошим масштабом. Мне очень импонирует такой подход к градостроительной проблеме. Но давайте вспомним, сколько вообще было идей насчет развития территории на Острове. Их несколько! Вот передо мной лежат все проекты, которые были сделаны в разное время: проект Жана-Мишеля Вильмотта, проект Вадима Еремеева, Олега Копылова, группы Александра Башина, КБ «Стрелка»...

Новый проект «Стрелки» в чем-то перекликается с проектом Вильмотта и немного с проектом Башина, тот же принцип квартальной застройки, примерно тот же масштаб, по-человечески все сделано, чувствуется мастера работали. Если всё так и будет!.. Но ведь в подавляющем большинстве случаев все трансформируется до неузнаваемости. Удастся ли воплотить проект в жизнь именно в таком виде? Вряд ли. И мой скепсис не лишен оснований — я многие годы наблюдаю, как развиваются события в области градостроительства и архитектуры в Калининграде.

 

 

Мастер-план острова Октябрьский, 2018 г.
Архитектурное бюро MAParchitects (Россия), градостроительное бюро LDA (Великобритания) и инженерная компания WSP (Великобритания).

 

В Калининграде демонтирована система принятия решений

— Просто все сделают не так, как нарисовано, или этот проект возможен только на бумаге?

— Все с этим проектом хорошо, но есть «но». Если говорить по-крупному, то вся эта структура недостаточно гармонично встроена в структуру Калининграда в целом. Вот есть такой прекрасный остров. А как попадать-то на него?! Как его органично срастить с телом города? Когда в Калининграде проходил Чемпионат мира по футболу, я с внуком ходил на стадион смотреть футбол. Напомню, его специально построили на Острове к ЧМ-18. Так вот, добираться туда и оттуда — это был ужас! Кошмар, понимаете.

— Не продумана логистика для пешеходов?

— Абсолютно. И надо понимать, откуда идет этот кошмар. А он вот откуда: в Калининграде демонтирована система принятия решений в сфере архитектуры и градостроительства. А новую не создали. Сначала ликвидировали управление архитектуры в городе, потом убрали должность главного архитектора города — с его традиционными полномочиями. Поэтому сейчас решения принимают юристы от архитектуры. Они смотрят в Градостроительный кодекс, где про архитектуру ничего не написано, а прописаны регламенты, — это, по сути, технический документ. И формально они правы — все сегодня в Калининграде сделано в рамках закона. Но это не имеет никакого отношения к тому, как сделать красивый и комфортный для жизни город.

— Получается, что в законных рамках Градостроительного кодекса можно построить абсолютно уродливые здания?

— Конечно! Там критерии красоты и гармонии не прописаны. Мы же видим, что происходит с городом: тут и там в районах с малоэтажной застройкой возникают эти девятиэтажные, двенадцатиэтажные «грибы» несуразные. Объясняется это тем, что «надо выполнять план по жилью». Даже в рамках утвержденного Генплана сплошь и рядом меняются зоны, их назначение, этажность. И главное, все всё понимают!

— Понимают, но, может, сделать некому?

— Не соглашусь. Ресурсы у нас есть, в Калининграде потенциал хороший! История с тем, как мы работали с историческим центром города, доказала: мы можем организовывать конкурсы, воркшопы, мы можем генерировать идеи. И город наш звучал на всю Россию! Представьте себе, к нам приезжали перенимать опыт из Казани, продвинутого региона. И сейчас по нашему примеру они проводят архитектурные воркшопы у себя. А мы свои наработки похоронили. Пришел новый губернатор, его новая команда, и ликвидировали бюро «Сердце города»! На всех разработках, которые делались не один год, поставили крест. И тишина!..

 

Проект развития острова в Калининграде заранее обречен?

— Почему, по Вашему мнению, и нынешний проект развития Острова потерпит крах?

— Надеюсь, не потерпит, конечно, — ведь работа хорошая. Но есть несколько «но». На острове не подготовлена инженерная инфраструктура, раз. Чтобы сделать остров доступным, там надо построить несколько мостов. Это два. Три: там тяжелая геология. И высокая цена земли, четыре. Теперь скажите мне, как осуществить такой проект? Предполагается, что чудом найдется дядя, который будет строить жилье себестоимостью по 150 тысяч рублей за квадратный метр, а продавать нашим людям по 70, потому что у нас больше денег нет в кармане? Так же не будет!

— Звучит печально…В чем сложность с геологией на той территории?

— Остров находится между старой и новой Преголей, между двумя рукавами реки, они постоянно «гуляли», и вся пойма заилена. Там примерно до 20-метров глубины — это ил. Чтобы строить здесь хоть что-то, мы должны дойти сваей до грунта — через весь этот ил. Свайное поле выйдет в разы дороже дома. Чуть нарушить, и неизвестно чем все такое строительство закончится.

— Ну и этажность никто выдерживать не захочет…

— Уверен в этом! Вот, пишут, что этажность по проекту от четырех до девяти этажей. Предлагают соблюсти гармонию — когда дома на территории должны лесенкой к солнцу спускаться. Будет кто-то ради красоты строить себе в ущерб четыре этажа вместо 9-девяти? Риторический вопрос. Хотя повторю: проект сам по себе хороший, качественный!

 

 Над концепциями работали LDA Design (Великобритания), Alison Brooks (Великобритания), Juul Frost (Дания), Open Fabric (Нидерланды) и Turenscape (Китай) / strelkamag.com

 

Дом Советов — разбираться должна прокуратура

— Перейдем к судьбе Дома Советов. На днях мы узнали из доклада Корпорации развития Калининградской области, что здание все-таки придется сносить. Мол, экспертиза показала, что состояние конструкций не позволяет сохранить его. Как вы относитесь к этому объекту и такой перспективе?

— Если честно, то мнение насчет Дома Советов у меня со временем трансформировалось. Поначалу, когда я приехал в Калининград и началась перестройка, волна критики коммунистов захватила и Дом Советов. Снести его, чтобы не мозолил глаза! Вот основной посыл в то время. Потом начались профессиональные размышления среди архитекторов и градостроителей насчет развития центра города — воркшопы, конкурсы. И стало понятно: а ведь это неплохой объект! Кроме того, он уже успел превратиться в некий символ. И это было не только местное мнение — это консолидированное мнение архитекторов из Польши, Германии, Голландии и так далее. Его надо оставить в категории «Символа города» — это общее мнение. А получилось как всегда…

— И ведь довольно неожиданным было это предложение о его сносе. В последние годы столько вокруг него происходило самого разного, столько в него денег вложили, что предположить это было… Ну, не сложно, но не хотелось такого предполагать.

— И тут уже прокуратуре надо разбираться, почему его власти купили, а потом сразу же оказалось, что его надо разбирать. Ведь город много лет добивался, чтобы выкупить здание у владельцев, и где-то проскальзывал технический документ, что все там тип-топ. И вдруг сразу, как выкупили, так и появилось заключение, что его нужно разбирать. Почему этого не сделали раньше?!

 

 

Регион теряет побережье

— Обсудим теперь новый променад в Светлогорске. Так же вокруг него совершенно противоречивые мнения. Что вы думаете о нем?

— Затея устройства променада в этом виде мне не нравится. Не нравится, и все тут. Вот я смотрю старые фотографии Раушена: легкие деревянные мосточки по берегу, прогулочная зона, широкий пляж. А мы почему-то делаем а-ля Монако, тяжелые бетонные конструкции, сваи... И ведь этот вариант очень опасен!

— Чем опасен?

— А вы не обращали внимания, что как только у нас где-то появляется железобетонный променад, там на следующий год исчезает берег. Везде так происходит! Проследите эту тенденцию. В Светлогорске же ситуация осложняется еще и сложной геологией склона. Берег с северной стороны, во-первых, и пляж затеняется склоном, во-вторых, еще и постоянно сползает. В общем, бред.

— Потеряли мы пляж в Светлогорске, выходит?

— Да и не только пляж. Посмотрите, что из себя представляет Светлогорск и чем он ценен. Светлогорск по своей планировочной структуре — это крупные загородные особняки, стоящие в сосновой роще. И развивать дальше Светлогорск нужно руководствуясь уже сложившимися планировочными и образными алгоритмами: нерегулярная структура, много воздуха, много деревьев… Именно этим привлекает Светлогорск. А его все больше и больше превращают в обычный город с шестиэтажными домами-«чемоданами». Вся прелесть курортного Светлогорска тихонечко истребляется.

 

 

— Это целенаправленное уничтожение?

— Просто нет ни экспертного взгляда на развитие этой территории, нет ни цельной концепции, нет пространственной идеологии, которая бы получила консолидированное одобрение людей, граждан, нас с вами, а не чиновников и бизнесменов от архитектуры.

— Ждет ли такая же участь другие приморские города в регионе?

— Да, мы теряем города побережья!

— Очень жесткое заявление!

— Но посмотрите, что с Зеленоградском происходит! Это же словами не выразить, одни чувства... И всё всем понятно! Это просто тупое зарабатывание денег здесь и сейчас. А завтра хоть трава не расти. Не хочется верить, что людей, которые уполномочены следить за этим, тоже все устраивает. Они отчитываются за цифры, сколько введено квадратных метров жилья. А кто отвечает за качество среды? Человек же должен жить в достойной среде.

— Если почитать тот же фейсбук, всем очень небезразлично, что происходит и где жить…

— В этом-то и загвоздка. Народ-то у нас хороший. С кем ни поговоришь — всех беспокоит нынешнее положение дел. А по факту?..

— А по факту происходит почему-то иначе, чем хотелось бы.

— Смотрите, интересные цифры: в нашей же стране территории немеряно, все поселения занимают менее 1%, одного процента территории страны. А в центральной Европе этот показатель - около 5%, там живут плотнее. Но при этом это мы живем преимущественно в 9-25-этажных домах, а у них почему-то предпочитают не строить выше 4-7 этажей. Это и некрасиво, и не по-человечески.

— Спасибо за беседу!

Поделиться:

Комментарии



Будьте первым, кто оставит комментарий и поделится своим мнением!